Кому нужно разрабатывать?

Юридические лица, имеющие стационарные источники сбросов вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты обязаны обеспечить проведение инвентаризации сбросов вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты и разработку проекта нормативов допустимых сбросов (Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Каков порядок разработки и согласования проекта НДС?

Разработка проекта НДС включает в себя следующие основные этапы:

  1. Сбор необходимой информации о деятельности предприятия, о структуре предприятия, о видах сточных вод, о существующих очистных сооружениях, о системах водоснабжения и водоотведения;
  2. Расчет нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
  3. Оформление проекта НДС;
  4. Согласование и утверждение НДС;
  5. Получение решения о предоставлении водного объекта в пользование;
  6. Получение разрешения на сброс загрязняющих веществ в природную среду.

Какие документы необходимы для разработки проекта НДС?

  1. Правоустанавливающие документы на землпепользование (договор аренды участка, свидетельство о собственности);
  2. Ситуационный план в масштабе с указанием водовыпусков сточных вод;
  3. Схема водоснабжения и водоотведения сточных вод;
  4. Генеральный план территории сбора поверхностного стока;
  5. Паспортные данные очистных сооружений, сертификаты соответствия, сан-эпид. заключения на установки, схема очистки, мощность установки, параметры концентраций на входе и на выходе очистных сооружений;
  6. Паспортные данные оборудования для учета сточных вод (счетчики воды);
  7. Программа экологического контроля за содержанием загрязняющих веществ в водном объекте-приемнике сточных вод;
  8. Протоколы компонентного химического анализа, паразитологического и микробиологического исходных вод, сточных вод, водного объекта в контрольном створе за последние 5 лет;
  9. Отчетность 2-ТП водхоз за последние 5 лет;
  10. Данные приборов учета потребляемых и сбрасываемых сточных вод;
  11. Аттестаты аккредитаций лабораторий, проводящих анализы сточных и поверхностных вод*.

*Данный перечень не является исчерпывающим и уточняется в каждом конкретном случае.

Каков срок действия проекта?

НДС разрабатываются на пять лет. Пересмотр и уточнение НДС осуществляются до истечения срока их действия в следующих случаях:

  • при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);
  • при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;
  • при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Список документов, запрашиваемых для разработки ПДС:

  1. Свидетельство о гос. регестрации предприятия, реквизиты юридического лица.
  2. Свидетельство о собственности на землю, здания, помещения и сооружения, или договор аренды.
  3. Характеристики территории объекта: общая площадь, площадь застройки, участков с грунтовым и асфальтовым покрытием, зеленых зон, наличие и площадь транспортных стоянок.
  4. Сведения о технологическом оснащении, расходах сырья и топливно-энергетических ресурсах
  5. Схемы канализации и водоснабжения с указанием технических характеристик трубопроводов, санитарных приборов, водомеров и пр.
  6. Разрешение на сброс.
  7. Договор по водоснабжению и сбросу сточных вод.
  8. Схема-график контроля за соблюдением нормативов сброса.
  9. Технические данные очистных сооружений, если таковые используются (паспорт, сертификат и пр.
  10. Реквизиты ответственного за экологическую безопасность.
  11. Предыдущий проект ДС (если таковой имеется).

Порядок разработки и согласования проекта предельно допустимых сбросов:

  1. Сбор первичной информации — гидрологических и гидрохимических параметров и данных о категории и состоянии приемника сточных вод (водного объекта), количественных и качественных параметров ингредиентов сброса.
  2. Вычисление баланса водопотребления и сброса, с учетом отраслевых норм, и создание балансовой схемы водопользования.
  3. Расчетное обоснование расхода поверхностных сточных вод (природных осадков).
  4. Расчетное обоснование нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов попадающих в водный объект с поверхностными сточными водами.
  5. Разработка и согласование с заказчиком программы оптимизации — возможному технологическому и организационному сокращению сброса загрязняющих веществ, предупреждению аварийных сбросов, улучшения производственного контроля за соблюдением нормативов допустимых сбросов.
  6. Оформление ПДС в соответствии с действующим законодательством и методическими инструкциями, утверждение проекта с заказчиком.
  7. Итоговое оперативное согласование и утверждение проекта нормативов допустимых сбросов в соответствующих ведомствах и федеральных органах власти.

Ответственность за отсутствие проекта НДС

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ

Статья 250. Загрязнение вод
1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, —
наказываются штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев.
2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —
наказываются штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на тот же срок.

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа
на граждан в размере от 1 000 рублей до 2 000 рублей;
на должностных лиц — от 2 000 рублей до 5 000 рублей;
на юридических лиц — от 20 000 рублей до 100 000 рублей.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от 1 000 рублей до 2 000 рублей;
на должностных лиц — от 10 000 рублей до 30 000 рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 рублей до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на юридических лиц – от 100 000 рублей до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от 500 рублей до 1 000 рублей;
на должностных лиц — от 1 000 рублей до 2 000 рублей;
на юридических лиц — от 10 000 рублей до 20 000 рублей.

Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов
1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления,
влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от 500 рублей до 1 000 рублей;
на должностных лиц — от 1 000 рублей до 2 000 рублей;
на юридических лиц — от 10 000 рублей до 20 000 рублей.

2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования, влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от 3 000 рублей до 5 000 рублей;
на должностных лиц — от 20 000 рублей до 30 000 рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от
20 000 рублей до 30 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на юридических лиц – от 200 000 рублей до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей;
на должностных лиц — от 3 000 рублей до 4 000 рублей;
на юридических лиц — от 30 000 рублей до 40 000 рублей.

5. Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от 2 000 рублей до 2 500 рублей;
на должностных лиц — от 4 000 рублей до 5 000 рублей;
на юридических лиц — от 40 000 рублей до 50 000 рублей.

Статья 8.14. Нарушение правил водопользования
1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от 500 рублей до 1 000 рублей;
на должностных лиц — от 10 000 рублей до 20 000 рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 000 рублей до 30 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на юридических лиц — от 80 000 рублей до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от 1 500 рублей до 2 000 рублей;
на должностных лиц — от 3 000 рублей до 4 000 рублей;
на юридических лиц — от 30 000 рублей до 40 000 рублей.

Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств
влечет предупреждение или наложение административного штрафа
на граждан в размере от 500 рублей до 1 000 рублей;
на должностных лиц — от 1 000 рублей до 2 000 рублей;
на юридических лиц — от 10 000 рублей до 20 000 рублей.

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от 2 000 рублей до 2 500 рублей;
на должностных лиц — от 40 000 рублей до 50 000 рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 рублей до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на юридических лиц — от 180 000 рублей до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от одной 1 500 рублей до 2 000 рублей;
на должностных лиц — от 10 000 рублей до 20 000 рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 рублей до 50 000 рублей;
на юридических лиц — от 80 000 рублей до 100 000 рублей.

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа
на должностных лиц в размере от 1 000 рублей до 2 000 рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 рублей до 2 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на юридических лиц- от 10 000 рублей до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 8.41.Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
влечет наложение административного штрафа
на должностных лиц — от 3 000 рублей до 6 000 рублей;
на юридических лиц — от 50 000 рублей до 100 000 рублей.